Во многих европейских аэропортах проводятся различные экскурсии. Во время экскурсий можно узнать, как функционирует аэропорт, как обслуживаются самолеты, или просто посмотреть, как прилетают воздушные суда.
В начале осени мы поехали в пражский аэропорт имени Вацлава Гавела на одну из таких экскурсий. Да-да, в 2012 году аэропорт переименовали, и теперь вместо названия Рузыне аэропорт известен как аэропорт имени Вацлава Гавела (Letiště Václava Havla Praha).
Вообще в аэропорту в Праге проводят 3 типа экскурсий: индивидуальные, групповые, и для фотографов. На сайте аэропорта Праги Prg.aero можно подробно о них узнать. Тут же на сайте нарисованы 5 маршрутов, по которым проводится экскурсия.
Мы выбрали экскурсию в удобное для нас время, не запариваясь, что это за маршрут, нам прислали подтверждение, и в субботу мы поехали смотреть аэропорт.
Сначала пришли в третий терминал, откуда вылетают частные самолеты. Оплатили экскурсию, дождались дяденьку экскурсовода, и экскурсия началась. Кстати, из этого же терминала летают хоккейные и футбольные команды.
Сотрудник аэропорта нам показал фильм о развитии аэропорта. Например, сейчас работает только одна ВПП, другую реконструируют, вокруг аэропорта делают мощную развязку и в будущем планируют пустить поезд аэропорт-главный вокзал.
Мы прошли досмотр и оказались в зале ожидания. Есть мнение, что в Европе все постоянно куда-то летают. Это заблуждение, есть люди, которые любят путешествовать или которым по работе нужно постоянно двигаться, у обычных людей всё проще, летают максимум 1-3 раза в год на море. Мы в прошлом году на одном из чартеров наблюдали, как люди разглядывают самолет, как они не могут найти нужное сиденье, постоянно фотографируются, а вроде бы живут в центре Европы.
На улице нас уже ждал экскурсионный автобус.
Вообще пражский аэропорт – второй по величине аэропорт в центральной и восточной Европе. За 2012 год пассажирооборот аэропорта составил 10 807 870 человек, а грузооборот 52 977 518 кг.
Автобус повез нас к терминалу, где стоят самолеты. У каждого терминала есть множество выходов на посадку, у которых указаны точные координаты.
На фотографии вы видите, как заправляют самолеты. На территории аэропорта действуют несколько компаний-заправщиков, монополия отсутствует. Если кого интересуют цены на топливо, то цена за 1 литр авиационного топлива в пражском аэропорту у компании Lukoil равняется 17 Кронам (27 рублей). Самолет, например Airbus A320, в час потребляет примерно 2500 литров топлива, т.е. для полета продолжительностью в один час самолет нужно заправить на 42500 Крон (68000 рублей). В российских же аэропортах цена 1 литра авиационного топлива на 2013 год равняется примерно 39 рублям, а если вы путешествуете по России, то прибавьте к этому ещё 18%.
А это специальные резервуары, где хранится авиационное топливо.
Вот так аккуратно в пражском аэропорту перевозят багаж. Что касается багажа, то в пражском аэропорту действует норма по времени при выдаче багажа. Т.е. после приземления самолета пассажиры бизнес-класса должны получить багаж через 10 минут, пассажиры эконом-класса — через 20. И действительно, сколько раз мы не прилетали в пражский аэропорт, багаж всегда выдается быстро. Например, в этом году в болгарском аэропорту Бургаса или в Ираклионе мы ждали багаж больше часа!
На фотографии вы видите телескопический трап или в простонародии рукав. Когда самолет присоединяется к рукаву, то к нему тут же подключают вентиляцию и электричество. Первый телетрап был установлен в 1954 году в Сан-Франциско. Плюсов у телетрапа предостаточно – это ускорение посадки и высадки пассажиров, а также более комфортные условия для людей. Также требуется меньше авиатехники и персонала для обслуживания рейса и увеличивается предрейсовое время для обслуживания пассажиров.
Тут уже идет уборка самолёта и загрузка еды. Для удобства и скорости обслуживания используется такой транспорт. В лоукостерах же во время стоянки в чужом аэропорту не убирают.
Не всем самолетам хватает рукавов, поэтому в аэропорту широко распространены аэропортные автобусы. Одни из самых распространенных автобусов – это Cobus.
В этих резервуарах хранится вещество для противообледенительной обработки. Обычно противообледенительная обработка самолета занимает 5 минут, минимальная же обработка длится 2 минуты. Но нам рассказали историю про один самолет авиакомпании KLM из Амстердама, на обработку которого потратили 28 минут – это самая долгая противообледенительная обработка в истории аэропорта.
Это склад для сортировки и отправки почты. Посмотрите, как аккуратно уложены посылки в тележке.
Для бесперебойной работы аэропорта используется большое количество различной техники и автотранспорта.
А в конце экскурсии нас повели в пожарную часть, где стояли современные пожарные автомобили Rosenbauer.
Пражский аэропорт состоит из двух основных пассажирских терминалов, двух терминалов для частных лиц и двух грузовых терминалов.
- Терминал 1 используется для полетов за пределы Шенгенской зоны, был открыт в 1997 году, включает в себя зоны вылета А и В.
- Терминал 2 используется для полетов в пределах Шенгенской зоны, был открыт 17 января 2006 года, включает в себя зоны вылета C и D.
- Терминал 3 используется для частных и чартерных рейсов, был открыт в 1997 году
- Терминал 4 используется исключительно для VIP рейсов и государственных визитов, это самая старая часть аэропорта, которая была открыта 5 апреля 1937 года.
- Грузовой Терминал 1 используется только для грузовых рейсов компанией Menzies Aviation Czech.
- Грузовой Терминал 2 используется только для грузовых рейсов компанией Skyport.
Внутри терминалов сделаны отличные условия для путешествий. Установлено большое количество табло вылетов и прилетов.
Есть зоны для релаксации.
Бесплатная питьевая вода по всему аэропорту – это очень правильно!
Кроме всего перечисленного на территории аэропорта работают магазины беспошлинной торговли DutyFree, магазины сувениров, магазины с чешской косметикой Manufaktura, Swarovski, магазины с журналами, магазины модной одежды, супермаркет, кинотеатр, круглосуточные рестораны и кафе, обменники и банкоматы.
Интересные факты про пражский аэропорт
- Количество ВПП: 2 штуки длинной 3715 и 3250 метров.
- Код аэропорта: IATA: PRG, ICAO: LKPR.
- Расстояние до центра Праги: 20 км.
- Пассажирооборот за год: 10 807 890 человек
- Грузооборот Карго: 52 977 518 кг.
- Самое популярное направление: Париж, аэропорт Шарль-де-Голль, в который летает 550902 человек за год.
- Пункты назначения: в данное время рейсы в пражский аэропорт выполняют 52 авиакомпании, из аэропорта можно улететь в 90 пунктов назначения в 38 странах.
Очень крутая статья! Не знала про такие экскурсии…
Честно говоря, в 2011ом ненавидела этот аэропорт за никакой wifi и 3 кресла с розеткой на всю транзитную зону… И зеленых релакс-елочек я там не видела. И заблудиться легко было… Зато отель в пражском аэропорту стоит своих денег на все 100!