Гуна-Яла (Guna Yala) – автономная провинция, или “комарка” (comarca), на северо-востоке Панамы, так же известная, как архипелаг Сан-Блас, – это дом индейцев племени Гуна. Статус независимой территории эта провинция получила в 1938 г., что означает, что индейцы Гуна не платят налоги правительству Панамы, у них есть свой собственный Генеральный конгресс из представителей всех индейских общин, который является высшей политической властью. Архипелаг Сан-Блас насчитывает 378 островов, из которых лишь 49 обитаемы.
“Guna Yala” с местного диалекта переводится как “земля индейцев” или “гора индейцев”. До октября 2011 г. эти места назывались “Kuna Yala”, но после их переименовали в “Гуна” по просьбе самих индейцев, т.к. слово “гуна” по своему произношению, оказывается, ближе к их родному языку, чем “куна”.
Панамский Сан-Блас по праву считается одним из тех мест, которые за свою жизнь обязательно стоит посетить каждому. К тому же, человеку, привыкшему ко всем прелестям цивилизации, должно быть любопытно, как живут настоящие туземцы.
В гости к индейцам
Google помог мне найти агентство в Панаме, организовывавшее туры к индейцам Гуна. Ехать в тур на два-три дня не хотелось, т.к. я уже была наслышана, что спать в случае чего придется в индейской хижине с земляным полом и общим туалетом на улице, потому однодневный тур (“Pasadía” или “Day Tour”) показался мне идеальным вариантом. Стоимость такого тура – около 100 долларов, что включает в себя транспорт от вашего места проживания в Панама-Сити и обратно, плату за въезд на территорию провинции Гуна-Яла, каноэ до одного из островов и обратно, плату за вход на остров и пользование пляжем (да, да, индейцы Гуна берут деньги за все, что только можно, но ведь нужно же автономной провинции как-то зарабатывать, а туризм – основная часть их доходов). Отдельно придется доплатить за обед (свежевыловленные рыба или лобстер – примерно 15-20 долларов) и напитки (кока-кола, вода, панамское пиво – 2 доллара).
Либо просто можно взять бутерброды и пиво с собой в маленьком переносном ящичке-холодильнике.
Крупные купюры обязательно поменяйте накануне. Сдать сдачу с 50-ти и уж тем более со ста долларов индейцы Гуна вам вряд ли смогут.
Большое индейское приключение
Машина должна была подъехать к моему дому в 5 утра, но пришлось подождать до 6-ти. Для панамцев опоздание на полчаса-час таковым не считается, поэтому в похожей ситуации просто запаситесь терпением. Проехать в комарку Гуна-Яла разрешается только на машинах 4х4 и только с сопровождающим-индейцем. Водитель же наш оказался китайцем, а точнее, как говорят в Панаме, “chino panameño” (исп. – “панамский китаец”), о чем сообщали смешные наклейки в его внедорожнике. Кроме веселого китайца-водителя и не менее дружелюбного маленького индейца-проводника средних лет, туристов в машине собралось 6 человек.
Дорога от Панама-Сити до индейского порта Карти (Carti или Garti) на берегу Карибского моря, откуда отходят каноэ, чтобы отвезти вас дальше на острова, займет примерно два с половиной часа, тем более если ваш водитель окажется таким же расторопным, каким оказался наш. У него было смешное прозвище “pingüino” (исп. – пингвин), и как объяснил наш проводник-индеец, “звать его вроде бы Алекс, но так его никто не называет, мы все его зовем “Пингвино” – он всегда включает в своей машине кондиционер на полную мощность, так, что все замерзают”.
Уже где-то недалеко от въезда в провинцию Гуна-Яла нас остановил панамский офицер в форме и с автоматом. Он проверил документы у всех пассажиров, так что ни в коем случае не забудьте с собой паспорт. Немного позже мы уже были у въезда в индейскую провинцию Сан-Блас. Пограничники-индейцы лениво читали газету, наш проводник радостно поздоровался со всеми, нас пропустили, и вот тут началось настоящее испытание. Испытание для тех, кого укачивает при быстрой езде на крутых спусках и поворотах, в частности – для меня. С этого места дорога до порта Карти представляла из себя извилистую горную тропу, разрушенную в некоторых местах оползнями, наверняка опасную для неопытных водителей или едущих по ней впервые. Но наш “Пингвино” был спокоен и знал эту дорогу хорошо. В некоторых местах двум машинам 4х4 разъехаться на этом пути было бы сложно, поэтому движение постоянно сопровождалось предупреждающими сигналами автомобиля. Горные пропасти, захватывающие пейзажи тропических лесов впечатлят любого, а совсем скоро мы уже были на берегу Карибского моря.
Портом Карти оказался берег с небольшим деревянным причалом для индейских каноэ. Здесь все пассажиры разъезжались по разным островам: Aguja (исп. – игла), Perro (исп. – собака) и др., мы же ждали каноэ на остров Iguana.
Мой совет: пока ждете свою лодку, воспользуйтесь репеллентом. Если отправитесь в путешествие в сезон дождей, велика вероятность быть атакованными микроскопическими панамскими мошками, что само по себе очень неприятно, особенно на следующий день.
10-15 минут ожидания, и, наконец, мы отправились по карибским волнам к месту, которое за секунду заставило всех позабыть и о сегодняшнем раннем подъеме, и об ожидании, и об опасной горной дороге.
Параллельный мир индейцев Гуна
Мы проплывали мимо деревень индейцев, расположенных прямо на небольших островах посреди Карибского моря.
Мы как будто оказались в параллельном мире. Или в далеком прошлом. Когда еще не было ни спутников, ни интернета, ни Iphone. Кто-то даже в шутку ущипнул себя. Но нет, это был не сон.
Хотя мужчины и дети племени Гуна-Яла носят обычную одежду, женщины же глубоко чтут традиции, и ни в чем другом, кроме ярких национальных костюмов, вы их не увидите. Даже в столице – Панама-Сити, встретив на улице женщину Гуна, вы удивитесь этому странному контрасту: как будто она попала сюда на машине времени и потерялась среди современных небоскребов и красивых машин.
Еще один совет: пока плывете на каноэ до вашего острова, камеру, телефон, любые вещи, которые боятся воды, лучше упаковать в пластиковый пакет, т.к. брызги воды могут попасть на вас и ваши вещи.
Рай выглядит так
И вот мы на месте. На секунду я вспомнила рекламу “Баунти” и фильм “Голубая Лагуна”, но тут же забыла. Потому что то, что мои глаза увидели вживую, не сравнится ни с чем.
Да, Рай выглядит именно так!
Вода в Карибском море очень теплая. Около 28 градусов круглый год. Можно просто зайти в воду и просидеть в ней пару часов, потому что выходить не захочется. Так поступила и группа веселых панамцев, приехавших сюда на викенд. Залезши в воду, попивая прекрасный паманский ром «Абуэло», громко что-то обсуждая и смеясь, они так и просидели, не выходя из воды, до вечера.
А вот и та самая хижина, в которой можно переночевать, если вдруг захочется поиграть в Робинзонов и остаться здесь еще на денек-другой.
Заглянем внутрь…
Я же предупреждала, что индейская хижина — это далеко не пятизвездочный отель.
Примерно в 14-15 часов за нами приплыло каноэ и отвезло обратно в порт. Покинуть зону комарки обычно стараются не позже 16 часов, т.к. въезд закрывается на ночь. С уже знакомым нам водителем-китайцем мы отправились обратно в Панама-Сити. Дома я сразу же упала спать от усталости и огромного количества впечатлений, полученных за этот удивительно прожитый день. Индейцев Гуна, комарку Гуна-Яла, острова Сан-Блас я не забуду никогда.
Ещё одна прекрасная статья, спасибо! Завораживает!
Покажите их флаг пожалуйста, говорят Адольф постарался там.
Действительно, после революции в 1925 году флагом Республики Туле и народа гуна стало полотно с изображением свастики. Но Адольф тут ни при делах. Ибо свастика является одним из самых древних и широко распространённых графических символов, она встречается в разных культурах Евразии, Африки и доколумбовой Америки. У многих народов мира она изображена на предметах повседневного быта, одежде, монетах, вазах, оружии, знамёнах и гербах, при оформлении церквей и домов. В некоторых регионах свастика считалась эмблемой бога Солнца.