Стамбул – громадный город, по которому тяжело передвигаться на общественном транспорте из-за его запутанности, нелогичности и переполненности. Паромы – один из самых удобных видов транспорта, особенно если вы живете в европейской части Стамбула, а хотите побывать в азиатской или добраться до дворцов или крепостей Стамбула. В этом посте мы расскажем вам про паромы, как ими пользоваться и покажем фотографии города с воды.
1. Когда мы первый раз были в Стамбуле, мы ни разу не прокатились на паромах. И вот сейчас мы решили исправиться и посмотреть город с воды.
2. Перед поездкой стоит изучить маршруты паромов и решить, куда и зачем вы поедете. Самые популярные паромы – у крупнейшего перевозчика Şehır Hatları, у которого есть сайт с расписанием. Кстати, именно у этого перевозчика больше всего маршрутов до Принцевых островов. Ниже на карте вы видите самые популярные паромные маршруты из европейской части в азиатскую: Eminönü – Kadıköy и Karaköy – Kadıköy.
3. Когда определитесь, откуда и куда едете, идите к причалу. У причала на входе вы увидите табло со временем отправления следующего парома и направление движения.
4. Паромы входят в систему общественного транспорта Стамбула. Поэтому оплачивать проезд можно транспортной картой Истанбулкарт (Istanbulkart). 1 поездка на пароме с Истанбулкарт стоит 9,9-16 лир. Стоимость проезда зависит от маршрута Картой может пользоваться сколько угодно человек. Нас было четверо, и мы по очереди проходили через турникет по одной карте.
5. В зависимости от загруженности маршрута, паромы могут быть двухпалубными или трехпалубными. Также паромы различаются по новизне – есть совсем старенькие паромы, на которых сильно пахнем топливом.
6. Зимой наверху прохладно, поэтому большая часть людей сидит на отапливаемой кондиционерами нижней палубе.
7. На пароме есть туалет и стойка продажи шоколадок, чая или бубликов симит. Чай, как и положено, черный, горячий, насыщенный и стоит недорого.
8. Перед рассказом о поездке на паромах приведу небольшой экскурс в географию Стамбула, т.к. некоторые туристы путают Золотой Рог с Босфором.
- Золотой Рог – залив в Стамбуле, который разделяет европейскую часть на южную и северную части. Залив впадает в Босфор.
- Босфор – пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чёрное и Мраморное море. Пролив является самым узким межконтинентальным проливом в мире.
Основные паромные маршруты пролегают только через Босфор. В начале статьи я выкладывал карту основных паромных маршрутов Стамбула, и вот Золотой рог находится в левой части карты.
А сейчас выкладываю карту мостов на Босфоре. Всего мостов по состоянию на 2023 год три штуки.
- 15 July Martyrs Bridge – первый мост (нижний на карте).
- Fatih Sultan Mehmet Köprüsü – второй мост (средний на карте).
- Yavuz Sultan Selim Bridge – третий мост, расположенный ближе к Черному морю.
9. А теперь перейдем к описанию наших поездок. Первый паром, которым мы воспользовались, отправлялся с причала Arnavutköy İskelesi в европейской части. Арнавуткёй – очень колоритный спокойный район с набережной на Босфоре. Район славится деревянными домами и рыбными ресторанами. Про этот район мы упоминали в статье «Нетуристические места Стамбула». В передней части фотографии вы видите уютный причал.
10. Грузовые перевозки по Босфору осуществляются масштабные. Около 48 000 судов проходят через пролив ежегодно. Это в три раза больше, чем через Суэцкий канал, и в четыре раза больше, чем через Панамский канал.
11. Подходим к пристани Bebek. Так как в Стамбуле живет много миллиардеров, не удивительно, что в любом прибрежном районе припарковано множество яхт. На настоящий момент в Стамбуле живет 32 долларовых миллиардера. Хотя он не может соревноваться с Москвой, где живет более 80 миллиардеров.
12. Крепость Румелихисар, возведенная в 15 веке.
13. Дворец Кючюксу (Küçüksu Palace), принадлежащий одному из турецких султанов. Это яркий памятник османского барокко — стиля, который практиковали армянские зодчие Бальяны. Этот дворец вы могли заметить в Бондиане «И целого мира мало», который изображался как особняк наследницы нефти Электры Кинг в Баку.
14. Мост Султана Мехмеда Фатиха (Fatih Sultan Mehmet Köprüsü) – второй мост через Босфор. Этот подвесной мост был возведен в 1988 году. Длина моста 1510 метров, а высота свода над водой 64 метра. Возводили его японские, итальянские и турецкие строители. Потратили на него 150 миллионов долларов.
15. Подплываем к крепости Анадолу Хисары (Anadolu Hisarı), которая расположена в азиатской части напротив Румелихисар.
16. Элитные районы Стамбула в закатном мягком свете выглядят красиво. Это вам не окраины, застроенные высоченными домами-клетями.
17. В Стамбуле много мечетей, многие из них – произведение искусства.
18. С Босфора можно увидеть разные интересные здания, например, Высшую военную школу Кулели. Во время русско-турецкой и Балканских войн здание снова использовалось как госпиталь, а в Первую мировую – в качестве базы войск Антанты.
19. Дворец Бейлербейи (Beylerbeyi Sarayı) в необарочном стиле середины 19 века.
20. Мост мучеников 15 июля (15 July Martyrs Bridge) – первый стамбульский мост, возведенный в 1973 году. Протяженность моста 1560 метров. Ежедневно через мост проезжает более 200 000 единиц техники. Помню, как ещё несколько лет назад ехали через этот мост в Стамбульский международный аэропорт имени Сабихи Гёкчен и просто обалдели от объемов движения, хаоса, и как все машины без очереди пытаются втиснуться на мост.
21. Гигантский эффектный дворец османских султанов Долмабахче, возведенный в середине 19 века. С азиатской части дворец тяжело разглядеть. Поэтому для осмотра дворца с воды лучше выбрать паромы, курсирующие вдоль европейской части.
22. Небоскрёбы Стамбула.
23. Азиатский Стамбул, над которым возвышается футуристичная Телевизионная Башня Чамлыджа (Küçük Çamlıca TV Radio Tower). Немного данных о башне: высота бетонной структуры – 220,5 метров, на неё установлена стальная мачта для радио- и телевизионной передачи высотой 145 метров. Общая высота башни – 365,5 метров. А благодаря возведению её на холме, высота над уровнем моря составляет 583,5 метров. Это самая высокая конструкция в Стамбуле.
24. А мы выходим на пирсе Ускюдар (Üsküdar), чтобы пересесть на паром, который идет до района нашего проживания в европейской части Стамбула. Кстати, у этой пристани есть хороший отельчик May Otel Uskudar с завтраками с видом на Босфор.
25. По пути домой можно насладиться видом на известную достопримечательность – Галатскую башню. Это одна из популярнейших смотровых площадок Стамбула.
26. На следующий день наш путь пролегал с крупнейшей пристани Эминёню (Eminönü) до Кадыкёй (Kadıköy). Проезд стоил всё те же 2,6 лиры. Во время отправления можно также сделать фотографии высоченных мечетей. Например, на этой фотографии возвышается Мечеть Сулеймание с куполом размером 27,5 метров.
27. С парома получаются самые лучшие фотографии «Девичьей башни». Не буду пересказывать историю башни, ведь мы о ней писали в нашем путеводителе «Достопримечательности Стамбула».
28. Но главным развлечением людей на паромах является кормление чаек хлебом. Причем хлебом по большей части прикармливают чаек сотрудники парома. Из-за этого за каждым паромом увязывается целая стая птиц.
29. Если вы умеете хорошо фотографировать, то у вас получатся хорошие кадры в стиле: чайка и Стамбул, чайка отбирает хлеб у другой чайки, чайка пикирует в море, чайка пытается лететь против ветра, чайка отдыхает на корме.
30. Кто-то может сказать, что чаек нельзя кормить хлебом, что это вредно. Но я не нашел никаких научных работ орнитологов, в которых бы было доказан факт вредности хлеба для птиц. Ну, и чайки от хлеба толпами не помирают.
31. Так близко чаек такого размера и в таком количестве как в Стамбуле я не встречал нигде раньше.
32. Пройдя мимо грузового порта и ремонтируемого вокзала Хайдарпаша, мы оказались на пристани Кадыкёй (Kadıköy), откуда отправились изучать местный стрит-арт, но это уже совершенно другая история.
Подводя итог, могу сказать, что прогулка на паромах по Стамбулу – это хорошая возможность насладиться городом без дорогих экскурсий, без усталости ног и душных автобусов. Главное, при прогулке на пароме не забыть теплую одежду, т.к. даже летом на палубе может быть прохладно.