В Чехии по сравнению с Россией есть некоторые нюансы и проблемы при покупке бытовой техники, особенно крупной, о которых я вам расскажу. Ведь многим эмигрантам, переехавшим в Чехию, нужно сразу или со временем осуществлять такие покупки.
1. Выбор техники
Одна из главных проблем при покупки техники – это ассортимент в аналоговых магазинах. Сказать, что он маленький, – это ничего не сказать. Например, нужен вам холодильник или стиральная машина. В Интернете на чешском сайте-базе по продукции Интернет магазинов Heureka.cz вам будут предложено тысячи моделей. Придя же в любой крупный магазин типа Datart, Euronics, Okay вы обнаружите всего 5-10 моделей, причем выставляют чаще всего либо совсем дешевые варианты, либо те, которые стоят как космический корабль.
Вот так по магазину помыкаешься, ответишь менеджеру, который задает контрольный вопрос: «Чем помочь?», что хочешь такую то модель, а у вас её нет. Он согласится, что эта модель не представлена, и пойдет дальше бродить по магазину. А тебе предстоит идти домой и гуглить фото и видео нужной техники и представлять, хорошо ли она будет выглядеть и будет ли приятна на ощупь.
Я такой человек, что мне нужно технику потрогать, покрутить, разобрать, собрать, представить, как она будет выглядеть в месте использования. Список технических характеристик на сайтах магазинов – это хорошо, но если техника будет неприятная на ощупь, если будет убогая эргономика, косяки с интерфейсом, то я от такой техники буду беситься.
Ещё с одной проблемой я столкнулся в последнее время – это постоянно меняющиеся номера модели техники одного бренда. Например, есть модель холодильника марки HunDzun LB510, через полгода её называют HunDzun LB525 AB, ещё через полгода HunDzun LP518, и уже практически нереально найти отзывы про какую-то новую модель, а HunDzun LB510 уже не продают. Вот и приходится наугад брать то, что более или менее годно по характеристикам и фоточкам из Интернета.
2. Покупка в Интернет-магазине
Вот на что-что, а жаловаться на Интернет-магазины в Чехии не приходится. Чаще всего покупку можно оформить в два-три клика, без регистрации и здоровенных анкет. У многих есть четкое описание способы оплаты, точное указание пунктов выдачи товара и все остальные условия покупки. В России на момент моего отъезда большинство Интернет-магазинов было убогое, кривое, для осуществления покупки нужно было вбить кучу данных. Но самый неприятный момент – это несинхронизированные базы Интернет-магазина с базой склада. Да даже сейчас такое происходит в России часто, судя по рассказам родных и друзей.
Поэтому за удобство чешские Интернет-магазины зарабатывают лайк.
3. Доставка
Если вы покупаете габаритную бутовую технику, а у вас нет праздно шатающегося кореша-грузчика и микроавтобуса, то вам по-любому придется заказывать доставку. Вот тут в Чехии есть множество нюансов.
- Доставка чаще всего платная, и цена доставки может вас удивить. Обычно доставка в пределах Праги крупной бытовой техники составляет 300-1000 Крон (12-40 Евро). Последняя доставка холодильника обошлась нам в 600 Крон в магазине Alza.cz, эта цена включала в себя подъем в квартиру, утилизацию старой техники и упаковки. Это ещё по-божески, та же Икея за доставку товара меньшего веса просит 1200-1500 Крон.
- Чаще всего товар доставляют до входной двери дома. А дальше проблему решаешь сам. Например, сам корячишь стиралку или пытаешься договориться с грузчиком поднять коробку за дополнительную плату. В некоторых магазинах есть услуга подъема на этаж и заноса покупки в квартиру, но даже если у вас есть в доме лифт, с вас могут попросить 100-200 Крон (4-8 Евро) за этаж.
- Лайфхак! Бесплатную доставку обычно предоставляют крупные магазины в «мертвый сезон», когда нужно хоть что-то продать. В такие низкие сезоны вам, кроме доставки, ещё покупку распакуют, увезут старую технику и утилизируют упаковку. Мертвые сезоны – это лето и январь-февраль.
Доставка, как и в России, осуществляется не в определенное время, а в течение дня. Один раз нам было указано время доставки с 08:00 до 21:00. В другой раз было указано, что в течение дня, а привезли ранним утром, в 7:00. В выходные доставку осуществляют очень редко. Если у вас не свободный рабочий график, то могут возникнуть дополнительные неудобства для вас.
4. Утилизация упаковки и старой техники
Раз речь зашла об утилизации упаковки и неработающей техники, то стоит упомянуть, что в Европе есть ряд норм и правил по сортировке и утилизации мусора, т.е. нельзя просто так взять и выбросить старую технику на улицу или в общий мусор. Поэтому нужно задуматься, куда будешь девать старый девайс.
С упаковкой особых проблем обычно нет: полиэтилен и пенопласт выкидываем в контейнер для пластика, предварительно разрезав.
Картонную коробку можно разрезать на небольшие части и выкинуть в контейнер для бумаги.
Старую технику необходимо отвезти в специальное место утилизации, которое занимается приемом старой и неработающей техники. Т.е. вам, опять же, понадобится кореш и транспорт для перевозки техники, а это дополнительные расходы. Поэтому лучше погуглить и найти конторы, которые бесплатно у вас заберут технику для утилизации. Такие конторы очень легко гуглятся по запросу Sběrné dvory v Praze или Likvidace elektrospotřebičů Praha.
Если не хотите дополнительных головняков, то старайтесь заказать технику с доставкой, подъемом в квартиру, утилизацией старой техники и упаковки в выходной день.
5. Подключение
Подключение техники – это отдельная песня, её мало кто осуществляет. Например, вы покупаете духовку, они часто поставляются без вилки. Вам её привозят, и вот у вас стоит духовка без вилки, и её нужно подключить. По идее, можно достать мультиметр, съездить в строительный магазин Хорнбах за вилкой, установить вилку, прикрутить духовку и убить таким развлечением полдня.
Или можно заказать подключение в сервисном центре у официального дилера, которые тут, как и в России, часто оказываются неадекватными. Во-первых, вы после заказа подключения встаете в очередь, затем целый день должны ждать мастера. Ну, и стоимость услуги подключения может составить 500-1000 Крон. Времени убивается ещё больше, чем самому осуществить подключение, но и к этому минусу добавляются дополнительные затраты.
Хочется, чтобы вместе с доставкой техники работники осуществили её подключение и прочие услуги, а не заниматься всем по отдельности или самому надрываться и всё делать.
Какой вывод из этого всего можно сделать? По-любому выбирать технику в Чехии придется в Интернет-магазинах. При выборе нужно найти магазин, по условиям которого вы получите максимальное количество услуг за адекватные деньги и в удобное для себя время.
Тоже столкнулась с проблемой покупки техники, т.к. доставка очень дорогая и в магазинах не понимают русский язык.
Спасибо, уже прикупил новый Айфон