Находясь в торговом центре недалеко от дороги из Будвы в Котор, мы услышали рев заходящего на посадку самолета Red Wings. Взглянув на карту, мы увидели, что до аэропорта Тиват всего пара км, и было решено поехать посмотреть на заходящие на посадку самолеты. Благодаря горам, фотографии должны были получиться довольно красивыми.
Припарковались мы недалеко от аэропорта на Адриатическом шоссе (Jadranska Magistrala), которое идет по побережью вплоть до Дубровника. Заметили, что на сверток постоянно сворачивают цыгане с какими-то вещами. При этом в других городах Черногории цыган мы не наблюдали, видимо они живут где-то в своих отдельных поселениях.
Аэропорт Тиват небольшой и преимущественно обслуживает чартеры, которые летают только летом. Правда, из Москвы (Аэрофлот, Победа, S7) и Белграда самолеты летают круглый год. Вот как раз российские чартеры и создают львиную долю пассажиропотока — 1,2 млн. человек в год. Всего 10 лет назад количество пассажиров не превышало 500 тысяч. Ввиду развития Porto Montenegro в аэропорт прилетает всё больше частных самолетов.
Частная Cessna 182T Skylane.
Аэропорт Тивата был построен в 1971 году с взлётно-посадочной полосой длиной 2500 метров, которая находится поблизости от Которского залива. В час аэропорт способен обслуживать до 6 рейсов. От аэропорта совсем недалеко до следующих городов: Тиват — 4 км, Котор — 7 км Будва – 20 км.
Тут мы заметили первый самолет, которого немного клонило к горам национального парка Ловчен.
Оказалось, что это самолет Airbus A319-100 с бортовым номером VP-BNJ авиакомпании Россия, которая осуществляет перелеты в Тиват из Санкт-Петербурга.
Споттеры могут сделать красивые кадры с самолетами на фоне гор, ведь такой живописной местностью может похвастаться далеко не каждый аэропорт.
Ещё один самолет закладывает вираж, и пилоты направляют воздушное судно к взлетно-посадочной полосе. Позже, почитав про аэропорт, я узнал, что аэропорт Тивата известен своими сложными процедурами захода на посадку из-за гор, которые окружают долину, сильных встречных боковых ветров и неполноценной системы ILS. Зато пассажиры могут насладиться видами на залив, горы и Порто Монтенегро.
Согласно рассказам пилота Airguide: «Тиват — аэродромчик своеобразный, окружённый сложным рельефом местности и здесь физически невозможно установить полноценную систему ILS. И поэтому с одной стороны полоса оборудована только курсовым маяком и то смещённым относительно полосы вправо, то есть на каком-то этапе захода на посадку, при достижении определённой высоты, пилот должен продолжить заход на посадку визуально и доворачивать влево для вывода воздушного судна на полосу, уже, естественно, без автопилота. Но Тиват, порой, тут может покапризничать. Дело в том, что из-за горной местности бывает так, что на этот луч действуют различные помехи он становится нестабилен и самолёт начинает уводить в сторону от расчётного курса подхода и у меня такое уже было пару раз. В этом случае, если есть запас по времени и по высоте, предпринимаются попытки вывода самолёта на расчётный курс и повторный захват луча курсового маяка, ведь бывает так, что покапризничав 5-10 секунд, мистер Курсовой Луч успокаивается и далее самолёт летит по нему и не шелохнётся.».
Самолет Черногорских Авиалиний (Montenegro Airlines) Embraer E195LR с бортовым номером 4O-AOC. Кто не знаком с авиацией сообщаю, что Embraer — это узкофюзеляжный пассажирский самолёт средней дальности (350-4537 км) бразильского производства. На таком самолете мы летали из Праги в Софию компанией Bulgaria Air. Самолет понравился хорошей звукоизоляцией, современным просторным салоном в компоновке 2+2.
В общем, такой небольшой фотоспоттинг нам понравился, правда, здесь заход на посадку самолетов не такой живописный, как на Майорке.