В этой статье я расскажу про основные моменты касаемо ведения фирмы в Чехии. Ведь не все знают, что нужно делать с открытой фирмой, или какие могут быть подводные камни у фирм-нулевок, которые не ведут деятельность.
Датова схранка
После открытия фирмы, например, ООО (s.r.o.) у каждой компании появляется датова схранка. Датова схранка (Datová schránka) – это своеобразный информационный электронный ящик для физических и юридических лиц. Эта бесплатная система электронных ящиков была запущена в 2009 года. Предназначена она для облегчения и ускорения общения представителей фирм с органами государственной власти, налоговой, органами социального страхования или другими службами.
Как это работает, спросите вы? После того, как вы зарегистрируете фирму, вам на ваш адрес проживания приходит письмо с паролем и инструкцией по активации датовой схранки. Если за какой-то промежуток времени вы не активировали её, то доступ к ящику блокируется. Для получения доступа к датовой схранке вам надо пойти на почту с документом, удостоверяющим личность, где вам дадут доступ к датовой схранке. Учтите, что все письма, которые отправляют государственные органы вам на датову схранку, автоматически считаются полученными вами, а вот непрочтение вами таких писем считается исключительно вашей проблемой. Вы обязаны читать письма из датовой схранки.
Ведение бухгалтерии
Самое главное при обслуживании фирмы – это бухгалтерия. Я думаю, что вам не нужно объяснять, что бухгалтер занимается начислением зарплаты, расчетами выплат в различные фонды, ведением бухгалтерской отчетности, начислением налоговых отчислений, сдачей годовых деклараций.
Без бухгалтера фирме никак не обойтись. Большинство фирм в Чехии не нанимают бухгалтера, а пользуются аутсорсингом, т.е. выбирают компанию, которая занимается всей бухгалтерией. Перечислю основные услуги, которые оказывают бухгалтера в Чехии:
- Сдача годового отчета в налоговую, подача отчетов в Торговый суд (реестр). Подачу годового отчета необходимо осуществлять также фирмам и компаниям, которые не ведут деятельность, т.е. подавать «нулевые декларации». Если ваша компания является плательщиком НДС, то отчеты для налоговой готовятся каждый квартал.
- При движении денежных средств в компании необходимо осуществлять проводки, за каждую проводку бухгалтера берут определенную плату. Называется эта услуга ведением бухгалтерского учета.
- Постановка на учет фирмы и сотрудников фирмы в фонды социального и медицинского страхования. Без постановки на учет в эти органы невозможно начисление зарплаты сотруднику, в том числе директору. При увольнении сотрудника необходимо подать заявления в фонды социального и медицинского страхования.
- Начисление заработной платы.
- Налоговое консультирование.
- Обслуживание «Датовой схранки».
- Если у вас или у вашей компании есть в собственности недвижимость или автомобиль, то необходима подача декларации в налоговую на начисление налогов на недвижимость. Физическое лицо платит налог на недвижимость 1 раз в год. Учтите, что компания, владеющая транспортным средством, обязана платить транспортный налог, естественно, необходима подача в налоговые органы.
Отслеживание законов
Все фирмы, зарегистрированные на территории Чешской республике, обязаны соблюдать законодательство страны и ЕС, поэтому вам необходимо читать законы и новости, чтобы быть в курсе текущих событий.
Например, в 2014 году в Чехии поменялся Гражданский кодекс и закон «О коммерческих организациях и обществах». В этоя связи все компании должны были внести изменения в устав и во все документы. На фирмы, которые это не сделали, будут накладываться штрафы. Если изменения в устав и в документооборот не будут внесены, то Торговый реест имеет право потребовать ликвидацию фирмы.
Важные моменты при ведении фирмы в Чехии
Кроме этих самых важных моментов при ведении фирмы вам необходимо осуществлять следующую деятельность:
- Каждый год необходимо проводить собрание учредителей.
- Следить за счетом в банке. Большинство счетов для фирм в Чехии платные, и, если у вас на счету закончились деньги, то вы можете уйти в сильный минус, а некоторые банки за минусовой баланс накладывают дополнительные штрафы.
- Юридический адрес. У каждой фирмы должен быть юридический адрес, на который может приходить корреспонденция. Поэтому нужно следить за почтовым ящиком и иметь надежный юридический адрес.
- Следить за отсутствием задолжностей в социалке, налоговой и страховой.
- Вовремя оплачивать подоходный налог.
В Чехии и в Праге есть множество компаний, которые оказывают услуги по ведению и сопровождению фирмы в Чехии, стоимость услуг у всех разная, иногда цена за обслуживание фирмы может доходить до € 1000 в месяц! Это очень дорого, будьте аккуратны и не попадайтесь на уловки таких аферистов.
Если у вас появились вопросы по ведению и обслуживанию фирмы или нужны контакты проверенных фирм в Чехии, которые занимаются бухгалтерией и ведением фирмы, мы готовы вам помочь, пишите нам в контактной форме.
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Может у Вас есть статья — инструкция, как открыть фирму….с чего вообще начать? Спасибо.
Добрый день, Ольга! У нас есть статья о том, как открыть фирму в Чехии.
Ксения, спасибо большое!!
Добрый день, интересна была бы информация по почте фирмы: сталкивался несколько раз с невозможностью авторизации, приходилось восстанавливать доступ (снова ходить в CzechPoint). На почте сказали, что если не проверять почту в течение полугода, то пароль сбрасывается. В интернете какого-либо подтверждения найти не удалось…
Роман, добрый день, вы правы, через какой-то промежуток времени, если не заходить в датову схранку, то пароль сбрасывается и нужно его восстанавливать. Про временные рамки я точно не подскажу, раз на почте сказали 6 месяцев, значит так и есть.
Буду благодарен, если у кого-то найдется ссылка на документы или сайт с разъяснениями. Уж больно муторно восстанавливать доступ.
Я восстанавливал доступ к датовой схранке и в этом нет ничего сложно, нужно всего лишь взять документ, прийти в CzechPoint (я делал это на почте), попросить новый пароль, его тут же выдают и всё. И за датовой схранкой нужно всегда следить, знаю случаи, когда один человек не проверял ящик и пропустил письма по поводу проверки фирмы и получил большие штрафы.
Я тоже восстанавливал. Но у нас фирм несколько, не хочется каждый раз бегать. К тому же за повторное восстановление уже деньги берут. В саму почту лишний заходить смысла нет, если настроены уведомления. Есть один чешский сервис, который сам заходит и проверяет новые письма, но он хоть и недорогой, но платный, на несколько фирм уже чувствительно.