Домашняя / Жизнь в Чехии / Чехия учит уважать время других
Чехия учит уважать время других

Чехия учит уважать время других

В России является привычным отвлекать других людей от дел. Если понаблюдать, то постоянные звонки сотрудникам/компаньонам по мелким делам или отправка работника с водителем ради одной бумажки через весь город является нормой. Мне кажется, что это происходит от неуважения ко времени других людей. В Чехии немного по-другому обстоят дела с распределением времени сотрудников, компаньонов и компаний, предоставляющих услуги клиентам. Своими наблюдениями я поделюсь в статье.

1. Неприлично приходить на встречу без звонка

В России считается нормальным прийти в любое учреждение или фирму и сразу идти к менеджеру, работнику и начать задавать вопросы, решать какие-то проблемы. А особо наглые особи вообще плюют на время людей в очереди и идут без очереди со словами «Мне просто вопрос задать».

В Чехии так не принято. Прежде всего нужно написать или позвонить человеку и договориться о встрече, ведь человек должен отвлечься от текущих дел и уделить вам время. Без разницы, идете ли вы к менеджеру в банк, в офис к возможному будущему партнеру, в автосалон, к нотариусу, в мебельный магазин или к лечащему врачу. Всегда нужно договариваться о встрече.

2. Вместо звонка лучше написать email

Ещё я заметил такой факт, что чехи лучше напишут подробный email, чем позвонят, ведь звонок может отвлечь человека от дел. Через email в Чехии мы решали всевозможные вопросы, начиная от вопросов с управляющей компанией, заканчивая общением с заказчиками. Звонить чехи начинают только в очень срочных случаях.

Я считаю такой подход правильным, а мессенджеры и имейлы позволяют экономить кучу времени и не отвлекать людей на звонки. Ведь звонок может отвлечь человека от текущей задачи, человеку может быть неудобно разговаривать в данный момент, или у него просто может заканчиваться заряд на телефоне. Кроме того, заметил, что при звонках многие люди не могут выразить четко и лаконично мысль, переписка же позволяет людям собраться с мыслями и написать более подробно вопрос, не забывая нужные детали. Или вот позвонил человек, вы с ним обсудили вопрос, кладете трубку и тут вспоминаете про какую-то деталь, и приходится снова звонить. Как я уже сказал выше, люди при написании имейлов концентрируются и стараются не упустить важные моменты.

3. Лезть без очереди – это моветон

Наверное, вы не раз видели как в России люди стараются куда-то попасть без очереди, например, к кассе супермаркета, на паспортный контроль в аэропорту, в различных госучреждениях. Да что уж далеко ходить, каждый день в крупных городах мы видим как нерадивые граждане объезжают пробку по трамвайным путям, по газонам, по тротуарам.

Фактически всё это — неуважение чужого времени или даже воровство времени у других людей, ведь люди, которых вы опередили, потратят больше времени в пробке или очереди, а вы украли время не у 1 человека, а сразу у нескольких. А люди могут опоздать на важную встречу, на учебу или на самолет.

Я много раз видел, как чехи могут не заметить очередь, подходят к кассе или к нужному кабинету, а потом видят, что они опередили вас и начинают извиняться и говорить, что просто не заметили очередь. В России я сталкивался с тем, что из-за таких замечаний люди могли чуть ли не в драку лезть. Вот такие культурные различия.

Очередь

4. Некрасиво требовать услуги здесь и сейчас

В Чехии любой предприниматель планирует свои дела на месяцы вперед, так же как и обычные граждане планируют многие вещи сильно заранее. Например, к летнему отпуску путевки начинают закупать в январе-феврале, отели на горнолыжках Австрии бронируют весной, рождественские подарки начинают закупать в сентябре, а к покупке квартиры готовятся за год или два.

Так что если вы обращаетесь в компанию, например, для изготовления простого сайта, вам могут спокойно назвать время изготовления 6 месяцев. И никто за вами не будет бегать и говорить, что вот мы сейчас все дела сдвинем и начнем заниматься вашим проектом. Ведь все понимают, если вы обращаетесь к профессионалам, значит, у них есть занятость, свои клиенты, текущие проекты. А если контора готова сразу же броситься выполнять вашу задачу, то, значит, клиентов нет и квалификация сотрудников может быть сомнительной.

Вспоминается как одному знакомому нужно было подготовить анализ рынка, он обратился в одну контору, где ему назвали срок выполнения примерно 3-4 месяца, затем в другую, где ему назвали срок 7 месяцев. На свое возражение «Почему так долго?» он получил примерно следующий ответ: «Вот мы с зимы до мая уже завалены работой, затем месяц отпуска, и вот примерно в июне готовы заняться вашим заказом».

Я поначалу сам слегка нервничал, когда в мастерской по ремонту обуви мне говорили, чтобы я приходил через 2 недели, время изготовления шкафов назначали 2 месяца, банкир назначал встречу через неделю, к хорошему аллергологу можно было записаться только через 3 месяца. Но потом я нашел душевное равновесие, и такие сроки меня теперь не пугают, и мы стараемся тоже всё планировать заранее.

5. Тратить кучу времени на болтовню с менеджерами

Раз в предыдущем пункте затронул тему оказания услуг и покупку путевок, то расскажу как это происходит в Чехии. Чаще всего чехи не хотят тратить время на поездку в офис, долгие разговоры с менеджерами, обсуждение отеля, ведь сейчас всё можно сделать онлайн. Содержание офисов, менеджеров – очень дорогое удовольствие, а если менеджеры будут просто так часами болтать с клиентами, то фирме это будет невыгодно.

Когда мы 5,5 лет назад переехали в Чехию, то в центре Праги видели довольно большое количество офисов туристических компаний. Сейчас же их количество уменьшилось — всё больше людей переходят на покупку онлайн.

Давайте посчитаем время, которое можно потратить впустую при покупке путевки в аналоговом офисе: поездка в офис туда-обратно 1 час, разговоры с менеджером, выбор отеля 1-2 часа. Затем поездка домой, обсуждение с семьей отдыха, возвращение в офис для покупки путевки. Получается, что на всё это можно потратить 4-5 часов! Дома купить путевку и выбрать отель даже с чтением отзывов можно за 30-40 минут. Экономия времени налицо.

Надеюсь, моя статья поможет вам задуматься о планировании своего времени, и вы сможете оптимально его расходовать, а сэкономленное время тратить на общение с семьей или на отдых.

Вам также может быть интересно

Инструменты для путешествий, которыми мы пользуемся:
Лучшие цены на авиабилеты с удобным поиском по России, Европе и Азии. Распродажи и скидки от официальных дилеров авиакомпаний: Аэрофлот, ЮТэйр, S7, Россия, Emirates, Люфтганза, KLM и т.д.

🏩 Сравнение цен на отели по всем системам бронирования. Экономия порой доходит до 30%! Доступно большее количество отелей и апартаментов, а условия бронирования лучше, чем на Букинге.
Tripster — интересные экскурсии от местных жителей во всех странах мира от простых обзорных до полетов на самолете.
Удобная покупка страховок для путешествий от Шенгена до Азии.
🚗 Rentalcars — аренда авто в 53 000 надежных пунктах проката во всех странах мира.

Андрей Секачев

Андрей Секачев
Родился и вырос в Сибири, с февраля 2012 года живу Чехии, в Праге. В свободное от работы время люблю посещать новые города и страны. На сегодняшний день я побывал в 27 странах и в 165 городах. Люблю итальянскую кухню, плавать в море и долгие пешие прогулки. Слегка побаиваюсь самолетов, поэтому хорошо разбираюсь в наземных видах транспорта.

Ответить

Ваш адрес не будет опубликован Помеченные поля заполнять обязательно *

*

Наверх