Грузия – очень интересная страна с большим количеством достопримечательностей и природных красот, для проезда к которым лучше всего использовать автомобиль, потому что междугородний общественный транспорт в стране развит не очень хорошо. Если вы прилетели в Грузию на самолете, то я бы посоветовал взять автомобиль на прокат и попробовать увидеть максимум мест за время поездки. В этом посте я расскажу, как мы арендовали автомобиль, и о нюансах автопутешествия по Грузии. Пост будет в виде путевых заметок.
После вечернего прилета в Кутаиси и ночевки в отеле в назначенное время, а именно к 10 утра, нам прямо к дверям отеля подогнали чистенький Nissan X-Trail с полным баком бензина, который мы предварительно заказали на сайте Localrent.
При получении автомобиля мы сделали на всякий случай фото себе на телефон, проверили уровень бензина в баке, предъявили паспорт и российское водительское удостоверение, внесли залог наличными и уже через 10 минут держали путь во второй пункт нашего путешествия – Местию – через город Зугдиди.
Несмотря на возраст (автомобиль 2006 года), Ниссан выглядел очень бодро и был в хорошем состоянии. Салон светлый, не потертый, очень чистый. Автомобиль сразу оставил приятное впечатление. Уже в процессе эксплуатации была замечена пара косяков автомобиля:
- Автомобиль сожрал 2 литра масла за 2000 км, и пришлось его доливать.
- При перекидывания руля справа налево местные кулибины чутка накосячили с электроникой, и с ключа не работал центральный замок.
Почему мы для автопутешествия выбрали именно Nissan X-Trail?
При выборе автомобиля у нас были следующие требования: нужен был легкий, более или менее проходимый паркетник с вместительным багажником, левым расположением руля, удобными сиденьями, который без проблем довезет 4 взрослых человек в любой регион Грузии. Не во всех уголках Грузии хорошие дороги, поэтому нужен был автомобиль с клиренсом повыше. И для этих целей лучше всего подошел Nissan X-Trail.
Перечислю основные минусы автомобилей похожего класса, которые также можно было арендовать:
- Toyota Rav4 – очень маленький багажник, неудобные сиденья, слабый движок
- Subaru Forester – очень дорогая подача в аэропорт Кутаиси
- Suzuki Grand Vitara – не было в наличии
- Mitsubishi Pajero IO – очень слабый автомобиль с неудобной посадкой и маленьким багажником
- Honda CR-V – очень неудобные сиденья. Я не знаю, что с автомобилями Хонда не так, но после любой поездки в автомобилях этой марки, даже на небольшие расстояния, отваливается спина. Уже давненько брал Honda CR-V на тест драйв, и автомобиль совершенно не понравился. Ещё в Италии брали на прокат Honda Civic, и после двух дней поездок на нем спина отваливалась и у меня, и у Ксении.
Автомобиль за всю поездку ни разу не подвел, даже в горах, где у других водителей арендованный автомобиль закипал.
Когда я жил в России, то сам какое-то время ездил на Nissan X-Trail, только более свежей версии, и был в восторге от удобства автомобиля. Эта версия Ниссана тоже оставила приятные впечатления. Единственное, не хватало мощности с автоматической коробкой и двигателем 2 литра при обгоне фур на двухполосных извилистых дорогах.
Чем запомнились грузинские дороги?
На загородных дорогах, особенно при пересечении поселков, нужно быть внимательным, т.к. постоянно стада коров или отдельные бычки перегораживают трассу. А иногда ещё на дорогу выскакивают поросята.
Водители в Грузии вопреки стереотипам часто едут очень медленно. Например, если они видят знак 40, то могут ехать 10-20 км/ч. А на двухполосных загородных дорогах грузины любят щемиться к центру и резать угол, прямо как в водители из российских деревень.
Что касается качества дорожного покрытия, то перед поездкой в Грузию мы начитались много страшных историй про ужасное состояние дорог. Но, на самом деле, мы не увидели ничего страшного, чаще всего трассы представляют собой двухполосные дороги, хотя вовсю идет строительство четырехполосных дорог из Тбилиси в Кутаиси и в сторону Батуми. Кстати, до Местии ведет вполне нормальная для таких мест дорога, просто проезжать ее проще на кроссовере, но любой седан по ней не спеша проедет.
Чтобы безаварийно ездить в Грузии, нужно влиться в общий поток спокойствия и чувствовать, когда кто повернет или совершит неожиданный маневр, ведь тут поворотники показывает 1 человек из 100.
Что касается полицейских, то единственное место, где было замечено много полицейских, – это трасса на Батуми, там же установлено большое количество камер для замера скорости – такое ощущение, что они стоят через каждые 500 метров. А сами полицейские постоянно патрулируют трассу, поэтому не вздумайте тут нарушать. Нам выписали штраф за пересечение сплошной при обгоне. Хотя мы её не пересекали. Но спорить тут с новыми полицейскими нельзя, и, раз они сказали, что пересекали, значит пересекали, и пришлось идти в банке оплачивать штраф в размере 20 евро.
Парковки. Кроме как в Тбилиси, мы нигде не испытали трудностей с нахождением свободного места для железного коня. Парковки есть везде в центре городов и у любой достопримечательности. А вот в Тбилиси, как и в любом крупном городе, тяжелая ситуация с трафиком и парковками, поэтому полиция не обращает внимание на парковку на тротуаре и газоне. Иногда на парковках дежурят какие-то парковщики, которым достаточно дать 1 лари, и они присмотрят за авто и помогут вам выехать.
Что меня очень сильно удивило на дорогах Грузии – это громадное количество подержанных праворуких авто из Японии. Особенно много было замечено в горах автомобилей Мицубиси Делика. Ну а что, самый проходимый минивэн в мире. А ещё порой тут встречаются очень редкие авто, типа грузовиков Mack из американских фильмов. Но запечатлеть их не довелось.
Заправки в Грузии вдоль главных маршрутов туристов всегда современные, и везде была возможность оплаты топлива кредитной картой. Стоимость топлива следующая: бензин супер 1 литр – 2,68 лари; дизельное топливо – 2,64 лари.
Ещё один момент, который стоит учесть при путешествии на авто по Грузии, – здесь практически нет придорожных кафе, а поесть можно только в городах и там, где есть туристы. Например, при поездке по Кахетии по пути вообще не попадалось ресторанов, только у Монастыря Алаверди нашли один работающий ресторан, который нас спас от голода.
Зато вдоль загородных дорог часто продаются просто восхитительные овощи, которые можно купить на ужин при условии проживания в квартире.
После проживания в Европе нам было в диковинку видеть на всех парковках и смотровых площадках бездомных собак. Они все отличались спокойным нравом и были очень приветливыми. Поэтому через пару дней поездки по Грузии мы взяли за правило всегда возить с собой хлеб для четвероногих друзей.
Что касается карт и навигации, то Гугл мэпс слабо себя показал в Грузии, а вот Maps.me понравился больше, т.к. на нем отмечены разные полезные объекты – от банкоматов и ресторанов до смотровых площадок и достопримечательностей.
Статистика и расходы на путешествие
В статье «Маршрут путешествия по Грузии» я уже писал про расходы на арендованный автомобиль, но, думаю, здесь уместно повторить эту информацию ещё раз.
Все расходы на данном маршруте указаны на 4 человек.
- Количество пройденных км: 2061
- Расходы на проживание в квартирах и отелях: Тбилиси – 90,17 евро; Боржоми – 110,35 евро; Телави – 109,78 евро; Кутаиси – 34 евро; Местия – 116 евро. Общие расходы на проживание: 460,3 евро.
- Количество ночей в путешествии: 10
- Аренда автомобиля Nissan X-Trail: 420 евро (в стоимость была включена доставка и возврат автомобиля в аэропорту Кутаиси – 70 евро). При данном количестве дней аренда такого автомобиля обходится в 32 евро в сутки. Автомобиль арендовали через удобный сайт Localrent, где сравниваются цены у надежных автопрокатчиков Грузии.
- Потрачено на бензин: 200 евро. Средняя цена литра бензина 2,5-2,6 лари (0,8-0,9 евро).
- Расход топлива: 13 литров на 100 км. Заявленные 10 литров/100км на сайте прокатчика не получились. :) Ибо горные дороги, обгоны, постоянно включенный кондиционер внесли свою лепту.
- Парковки: 10 евро – чаевые парковщикам
- Даты поездки: с конца сентября по начало октября. Это лучшая пора для путешествия: уже не так печет как летом, но при этом очень комфортно исследовать достопримечательности, а, в отличие от весны, осенью в Грузии сухо.
Если вы тоже решили посмотреть Грузию на машине, то можете арендовать такой же Nissan X-Trail на Localrent или выбрать другой подходящий вам автомобиль. Один из плюсов при аренде авто: отсутствие ограничений по пробегу. Поэтому за пробег в 2061 км за 10 дней не пришлось ничего доплачивать.
Аренда авто в Грузии без кредитной карты