После переезда в Чехию многие знакомые рассказывали мне про город Мост на севере Чехии. Говорили, что это ужасное место, куда ссылали ц№г@н, где очень дешевая недвижимость. Что весь город обшарпан, и там страшно оставить машину на 5 минут. Уже по прошествии многих лет, вооружившись ломом и надев броники, мы отправились поглядеть, действительно ли этот город так страшен, как о нем говорят.
Город Мост находится на севере Чехии в 90 км от Праги и в 25 км от границы с Германией. Подъезжая к городу, мы заметили на холме высотой 399 метров неоготический Замок Гневин. Наша команда решила, что нужно подняться на него, чтобы рассмотреть окрестности со смотровой и определиться с маршрутом прогулки.
С этой локации мы расскажем вам краткую историю Моста. Согласно археологическим находкам, холм был заселен уже в доисторический период. Сам же город Мост предположительно был основан в X веке на торговом пути из Праги во Фрайберг. Тогда здесь была болотистая местность, но благодаря сети деревянных помостов было возможно комфортно перевозить грузы, а основанная примерно в том же веке крепость помогала защитить караваны от разграбления.
В XIII веке при Пржемысловичах Мост стал центром торговли и предпринимательства. Здесь развивались виноделие и садоводство. К середине XVI Мост насчитывал уже 500 винодельческих хозяйств, а часть вина шла на экспорт в Саксонию.
В течение XV—XVI веков Мост не раз страдал от пожаров. В ходе масштабной реконструкции после пожара 1517 года в Мосте были построены мощные здания городской ратуши (в стиле ренессанс) и кафедрального собора.
Во время Тридцатилетней войны город был оккупирован шведскими войсками и потерял большую часть своего экономического и политического значения.
В XIX веке близ Моста началась разработка буроугольных месторождений, а, следовательно, и развитие угледобывающей промышленности. Также здесь были запущены сахарный завод, фарфоровый завод, металлургический завод, пивоварня и основан городской музей.
В 1939 году во время оккупации Чехословакии нацистами между городами Мост и Литвинов был построен завод по производству синтетического авиационного топлива. Над возведением завода трудилось 32 тысячи работяг и заключённых! Тут же был построен концлагерь, сидельцы которого горбатились на заводе. Я думаю, вы понимаете, что Чехословакия с её производственными мощностями и количеством производимого оружия и стали была очень важна для Гитлера.
К концу Второй мировой войны завод и город сильно пострадали от не всегда точных налетов американских и английских бомбардировщиков. Кроме разрушений производственных мощностей, из-за бомб погибло немало рабочих. Во время одной из бомбардировок было убито 590 человек.
После войны на месте завода был построен нефтезавод, налажено производство бензина и химической продукции. В настоящее время это производство принадлежит акционерному обществу Orlen Unipetrol. Кстати, воняет при подъезде к городу очень сильно. Запахи нефтезавода я не спутаю ни с чем, ибо в родном городе под боком был один из крупнейших нефтезаводов в мире.
Теперь о грустном. В 1970-е годы ВЕСЬ исторический центр города Мост был снесён из-за обнаружения под ним большого угольного пласта. В итоге был построен новый город с советскими типовыми серыми панельками. Мост стал одним из главных центров по добыче бурого угля в стране. Начали активно развиваться химическая промышленность и электрометаллургия. Возведена крупная ТЭС и железнодорожный узел для транспортировки бурого угля.
ТЭЦ Почерады (Tepelná elektrárna Počerady), работающая на каменном угле и за год вырабатывающая 6000 ГВтч, хорошо видна с нашей смотровой у замка. Расположена эта электростанция между Мостом и городом Жатец. Зеленые и веганы пришли бы в бешенство, узнав, что одна такая электростанция создает выбросов столько же, сколько все грузовые автомобили Чехии.
Во время сноса памятников архитектуры и старинных зданий уцелел лишь один католический храм XVI века – Церковь Вознесения Девы Марии (Kostel Nanebevzetí Panny Marie). Ну, как уцелел, его слегка пододвинули. Здание попало в Книгу рекордов Гиннесса в 1975 году, как самое тяжёлое из когда-либо перемещавшихся строений. Передвинули храм на 841 метр и возглавлял он рейтинг до 2004 года.
Главным консультантом для транспортировки строения выступал советский инженер Эммануил Гендель, известный тем, что он передвигал здания на Тверской улице в Москве и выпрямлял минареты в Самарканде.
Во время прогулки и проезда по городу нам действительно не встретилось ни одного старинного строения. А вот так в начале XX века выглядел Мост. По красоте он мог легко конкурировать с соседними городами Мельник или Дечин.
Помимо неблагополучной экологической ситуации проблем в городе добавило создание района Чанов (Chanov) в 1970-ых годах, куда из разных городов Чехии решили переселять ц#г@н (гугл блокирует статью при правильном написании этого меньшинства) и последующем их окультуривании. Для этих нужд было возведено 13 панельных домов на 400 квартир. В итоге план провалился, а район превратился в страшное гетто и бомжатник с высоким уровнем преступности и грязью. Мы в этот район не ездили, поэтому просто прикладываю фото панелек.
По сравнению с остальной Чехией здесь большая доля безработных (15%). И вот такие фото гетто можно встретить в Интернете.
На смотровой у замка мы не заметили, как провели практически час. Ведь территория очень ухоженная, чистая, есть бесплатные туалеты и ресторан с блюдами чешской кухни с высоким рейтингом. Правда, из-за коронавируса он был закрыт.
Наше изучение города продолжается, и мы спускаемся с холма, чтобы прогуляться по улочкам и сделать для вас фотоотчет.
Автомобиль Toyota Corolla, арендованный для поездки на север Чехии, мы оставили на первой попавшейся парковке у ресторана перед цветущими сакурами.
Оказалось, что на этой улице дислоцируется большинство мест питания в городе: стейкхаус SteakBar 66, кебабная, китайская забегаловка, ресторан Швейк и ещё более 10 кабаков.
Население Моста на сегодняшний день составляет 65 тысяч человек. Большинство людей живет в панельках или вот таких многоквартирных домах.
Кстати, из-за вышеописанных проблем недвижимость в Мосте стоит в 5 раз дешевле, чем в Праге.
Улицы в Мосте вполне убранные, есть баки для разделения мусора, которые здесь сильно чище, чем в Праге.
Тротуар выложен плиткой, есть ливневка, чтобы после дождя лужи не стояли. Правда, коммунальные службы ещё не успели убрать отголоски зимы.
Фактически, Мост – это обычный чешский город со школами, больницами, магазинами, ресторанами, Макдональдсом, крупным региональным музеем, городской библиотекой и известной автогоночной трассой.
Что касается транспортной инфраструктуры, здесь есть железнодорожный вокзал, и развит общественный городской транспорт, который выглядит неплохо, как и в других городах Чехии, как Опава или Йиглава.
Между городами Литвинов, нефтезаводом и Мостом проложена трамвайная сеть. Нам удалось сделать фото трамвая EVO2 2019 года от чешской компании Aliancí TW Team. Эти трамваи менее раскрученные, чем трамваи Шкода, но тоже удобные и современные. Я был на презентации трамваев EVO1 в Праге, и мне они понравились. Они низкопольные, вместительные, а материалы отделки приятные.
Несмотря на дурную славу города, дома здесь реально выглядят нормально. Обратите внимание, что фонари не разбиты, подъезды не исписаны, а на траве не валяется мусор.
Ностальгирующие иммигранты пустили бы слезу при виде березки.
Мы же идем дальше в поисках разрухи. Но натыкаемся на улицу, названную в честь русского поэта Владимира Маяковского.
Вот наконец-то началась она родненькая раздолбанность. Хотя деревья и столбы не падают, есть указатели на достопримечательность, больницу и городскую администрацию.
Страшненькая остановка.
Нескончаемые районы с панельками.
Киоски с решетками и металлическими ставнями. Явная защита от вандалов.
Что меня поразило в Мосте, так это громадное количество личных гаражей. Я понимаю, что во времена социализма гараж и автомобиль были мечтой для многих граждан. Но, как по мне, эти строения являются пережитком прошлого и просто занимают территорию в городе. Чем занимаются владельцы гаражей в Мосте? А примерно тем, же чем и у нас на родине: что-то выносят из гаража, ковыряются в технике, что-то сушат, курят и попивают чешское пиво.
Заметили, что в городе будет нелегко людям с детскими колясками и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ибо постоянно встречаются преграды в виде лестниц.
Мерседесов в городе, на удивление, много. Некоторые представители элиты устраивают парковку на газоне и указывают свой номерной знак.
Ещё жители города любят наклеивать разную чепушню на автомобиль.
Владелец этого автомобиля явно любит хоккей. 😊
Дороги в Мосте тоже нормальные, разметка была практически везде. География города вполне понятная, и ни разу мы не сворачивали не туда.
Ну, и последним пунктом нашей поездки в Мост была улица Югославская, которую мы заприметили с замка. В этом районе мы встретили ухоженные таунхаусы со скатными крышами и приличными фасадами без черных от плесени пятен.
В общем, за этот день мы посетили немало локаций и решили, что уже пора ехать отдыхать домой, ведь нам нужно было на следующие день выдвигаться на осмотр городков и замков вдоль реки Сазава.
Очень поверхностное и субъективное мнение автора на уровне представлений из 80-ых годов….о городе и цыганах…(((
Олег, я тоже могу написать про автора комментария, что кг/ам, а уровень владения материалом на уровне школоты. Но не буду этого делать, ибо я человек культурный и воспитанный. Просто посоветую вам учиться развернуто и обоснованно выражать свою точку зрения.
Ну или хотя бы для начала прочитайте статью полностью, а не только заголовок.
Уважаемый автор, вы были в Мосте проездом и одним днем, и проехали по его окраинам…, вставили картинки из интернета, а я в Мосте живу с 2014 года (до этого 8 лет жил в Праге) и поэтому имею возможность сравнивать и оценивать объективно.
Очень жаль, что вы в Мосте не увидели великолепного парка, центрально проспекта, инфраструктуры, где представлены все крупные торговые сети и т.п.
Практически все находится в шаговой доступности.
Я написал коммент именно потому, что дочитал статью до конца, поэтому поясняю, что машины не «паркуют на газоне и указывают свой номерной знак», т.к. в городе нет проблем с парковкой, по той причине, что везде оборудованы парковочные места, а табличка с номером а/м устанавливается муниципальными службами, т.к. конкретное место может быть «выкуплено» на определенный период и поэтому никто не имеет права его занимать, кроме собственника.
Да, цыгане живут, но они не собираются такими «стаями» в «гетто» (фото явно из прошлого), потому что в Мосте они социализированы и все дома находятся в идеальном состоянии, благодаря управляющей компании Крушногор.
Могу привести еще много аргумент в пользу Моста ;-)
Надеюсь, что вы убедились в том, что я прочитал не только заголовок , но и всю статью и достаточно обоснованно высказал свою точку зрения?
Олег, спасибо за развернутый коммент.
1. В статью вставлено всего 2 картинки из Интернета – ретро фото Моста и гетто. Все остальные были сделаны мной лично. Если считаете, что я вру, можете проверить каждое фото на специальном сервисе гугле, который ищет копии картинок.
2. В Мосте мы посетили не только одну окраину, а как минимум заглянули в 5 локаций, фото выше к тому подтверждение.
3. Я не писал, что Мост плохой город. Наоборот, в посте вы легко можете прочитать «Фактически, Мост – это обычный чешский город со школами, больницами, магазинами, ресторанами, Макдональдсом, крупным региональным музеем, городской библиотекой и известной автогоночной трассой. Что касается транспортной инфраструктуры, здесь есть железнодорожный вокзал, и развит общественный городской транспорт, который выглядит неплохо, как и в других городах Чехии, как Опава или Йиглава.»
4. Я не писал, что машины паркуются на газоне, я писал, что оборудуются парковки на газоне. Мне такое не особо нравится, ибо при заезде на такую парковку автомобиль пачкает тротуар.
Кстати, спасибо за дополнение об организации таких парковочных мест.
5. Если вы заметили, то я похвалил в городе тротуары, зелень, дороги, замок и некоторые особо красивые улочки. :)
6. Про гетто было всего одно фото, не понимаю, чего вы к нему прицепились. Просто невозможно было обойти этот вопрос при рассказе об истории города.
7. Очень жалко, что вы так восприняли мою статью, ибо мне Мост понравился, как с высоты, так и во время прогулок и я сюда захотел, как минимум, вернуться ещё раз погулять. :)
Добро пожаловать! )))
В г. Мост был установлен в честь освободителей танк Т 34. Интересно, он еще стоит или снесли?
Владимир, добрый день.
В Чехии было более 30 памятников — танков Т34. На сегодняшний день на своих местах осталось от силы 10. Например, танк на постаменте можно найти в Остраве, около музея в честь Моравско-Остравской наступательной операции, около города Чески-Тешин. А вот в Мосте танк пропал с постамента в начале 90-ых, даже на сайтах города нет информации о том, куда он делся.